9 февраля 2019 г.

Святая Екатерина - невеста Христова

Святая великомученица Екатерина (287-305 гг. н.э.) жила в
Александрии Египетской в царствие римского императора Максимина.

Видения Екатерины

Дочь местного правителя Екатерина красива и очень умна. Ей 18
лет. Она знает несколько языков, читает Гомера, Вергилия, Платона,
изучает медицину. Но душа ее томится. Когда родные уговаривают
девушку найти жениха и выйти замуж, Екатерина отвечает:
- Я хочу иметь женихом себе только равного мне - и в знатности
рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости.
"Но мудрость бесплодна без Сына", как сказано в Евангелии от
Филиппа...
С матерью - тайной христианкой - Екатерина приходит за советом к
старцу, который говорит ей о Христе.
- Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь
так много чудесного? - спрашивает Екатерина.
Старец отвечает:
- Вознеси усердную молитву к сей Деве, имя которой - Мария;
умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего.
Здесь в житии великомученицы излагается путь души,
стремящейся к Богу. Те вехи, о которых говорит Русская северная
традиция: Только Мать Бога и Жена Бога могут видеть Сына,
восходящего к Отцу.(1)
Екатерина молится перед иконой. И видит затем во сне Царицу
Небесную с Младенцем на руках. Но как ни старается Екатерина, она не
может увидеть Его лик. Да, она умна и добра, и искренна в своем
устремлении ко Христу, но Лика Его она рассмотреть пока не может.
Чего же недостает ее душе? По мирским критериям, у нее, кажется,
есть все. Но в мире духовном она бедна, неразумна и безродна.
Так что же ей делать?
И Господь отвечает:
- Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть
сделает то, что повелит он ей. И тогда она узрит Меня и обретет
благодать предо мною.
Екатерина идет к старцу. И он, как сказано в житии, "подробно
научил ее всем тайнам истинной веры христианской". То есть душа
обретает ведение. Она уже не бредет впотьмах к Чаемому.
И происходит Крещение. Не формальный обряд, а – рождение
свыше от воды и Духа.(2)
Чистая душа в глубине своей от Духа зачинает Истину.
И в следующем видении она уже ясно видит Лик Христа. И слышит
такие слова:
- Ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее
Себе в нетленную невесту.
Как говорит апостол Филипп: "Невозможно, чтобы некто видел что-
либо из вечного, если он не станет подобным этому. (...) Ты увидел
Христа - ты стал Христом. Ибо ты станешь тем, что ты видишь."
(Филипп, строка 44)
Крест, начертанный в глубоком сердце – и крест, видимый в мире...
И происходит чудо. Душа обручается с Небесным Женихом – и,
проснувшись, Екатерина видит на правой руке чудесный перстень...
С того часа сердце ее предается совершенно Божественной любви.
Далее, в Александрию приезжает император Максимин, гонитель
христиан. Он был, как сказано в житии, "имевший ревность не по
разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и
бессловесным".
Как передает житие, "весь город наполнился криками заклаемых
животных и смрадом от приносимых жертв".
Видя все это, Екатерина приходит в храм, где приносили жертвы, и
говорит с императором. Она говорит Максимину о Христе. И
проповедает, приводя отрывки из произведений Диодора и Плутарха
Херонейского, которые были известны в античном мире. Она
разговаривает с императором на понятном ему языке.
"Познай Единого Истинного Бога, присносущего, пребезначального
и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть
человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны
управляются, и весь мир держится. Его единым Словом все было
создано и сохраняет свое бытие."
Но император не способен вместить эти слова. Житие передает:
"Не в силах ответить на ее слова". И в нем нарастает гнев. Он отвечает:
"Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших
философов для беседы с тобой, и ты узнаешь ничтожество своих
мнений".
И вот собираются пятьдесят мудрейших философов.
Перед диспутом с ними Екатерине является Архангел Михаил и
говорит: "И не только они (философы), но и многие другие уверуют
через тебя и примут мученический венец."
Мученик – по-гречески "мартис", что значит еще и "свидетель".
Венец мученика принимали те, кто свидетельствовал о Христе – даже
перед лицом страшной смерти. И что им была смерть, когда они
говорили о Христе воскресшем! О Христе, победившем смерть! О Том,
для Кого жизнь и смерть – как правая и левая рука, как части потока
единой реки Бытия... Они ясно зрели Его и знали, о Ком говорили.
И вот происходит диспут. Мудрый мужи рассуждают о Гомере,
Орфее, Аполлоне. Очень интересно то, что убеждая философов,
Екатерина приводит им в пример пророчества Сивиллы и слова
известного мага Аполлония Тианского: "Послушай, что говорят о Нем
мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном
воплощении и спасительном распятии: "В позднейшие времена придет
Некий на сию землю, примет на Себя плоть кроме греха.
Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление
неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет
повешен на высоком месте, как бы достойный смерти". Вспомните, что
и ваш мудрец Аполлоний (...) исповедует Христа Богом, принужденный
к тому Его Божественной силой: "Один,- говорит он,- побуждает меня
Небесный исповедать Его. Он есть Свет Трисветлый, пострадавший же
Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то, и другое: и
смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от
смертных: крест, уничижение, погребение - есть Бог". Это сказал
Аполлоний об истинном Боге, Который собезначален и соприсущен
Родившему Его."
И заключает свою речь Екатерина так: "Итак, поверьте хотя своим
учителям и богам – Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно
и ясно (...) признали Христа Богом."
Изумленные и удивленные философы прекращают спор. Император
приказывает им продолжать диспут, но они отказываются, говоря: "Мы
не можем противостоять Истине."
Разгневанный император приказывает сжечь философов на
костре...
Они, услышав такой суд, просят Екатерину помолиться о них
Единому истинному Богу, чтобы Он простил им все совершенное ими в
неведении. И Екатерина отвечает: "Истинно блаженны счастливы вы.
(...) Огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам
крещением и лестницею, возводящею к небу."
И узревшие Истину философы своей мученической смертью в огне
свидетельствуют о Христе...
Император приказывает заключить Екатерину в темницу.
В тюрьме Екатерину посещает жена императора Августа и
военачальник Порфирий. Екатерина видит над ними венцы мучеников.
Когда Августа говорит, что боится страданий, Екатерина отвечает:
-Не страшись. Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит
сердце твое, и никакое мучение не коснется души твоей, только тело
пострадает здесь немного..."
Какой контраст с нашим временем, о котором игумен Никон
(Воробьев) писал: "Не будет никаких собственных подвигов у ищущих
Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и
болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях
смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда".
Та же мысль и у одного из ранних христиан (привожу по памяти):
"Люди последних времен будут очень гордыми. Мы страдаем за Христа
телесно, а они будут страдать душой".
Пауло Коэльо в книге "Валькирии" приводит слова своего учителя:
"Случившееся однажды может никогда более не повториться. Но
дважды случившееся непременно должно повториться еще раз".
И в тюрьме, перед завершением ее земной жизни, Христос в третий
раз является Своей невесте - как говорит житие, "окруженный великой
славою и всеми небесными чинами".
"Не бойся, возлюбленная Моя невеста,- сказал Он ей,- Я всегда с
тобою и никакое мучение не коснется тебя; терпением своим ты многих
обратишь ко Мне".
Погибают мученической смертью жена императора Августа и
военачальник Порфирий, заступившиеся за Екатерину. Перед смертью
они исповедали перед всеми свою веру во Христа.
Император, видя, что ни обещаниями, ни угрозами, ни пытками не
может склонить своей воле твердую, как алмаз веру девы-христианки,
приказал усечь ей голову мечом.
Идя на казнь, видя плач по ней знатных женщин, Екатерина
сказала: "Лучше радуйтесь о том, что я ныне вижу возлюбленного
Жениха, Иисуса Христа, - Творца и Спасителя моего.(...) Он призывает
меня к неизреченному блаженству райскому..."
Таков был путь души, твердо идущей за Ним...
"Желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху
Христу, и от него царским венцом венчалася еси". (тропарь, глас 4).

1. Лада Виольева, "Сусретьев День. Сретенье Господне", 2012
2. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)

Комментариев нет:

Отправить комментарий