4 декабря 2018 г.

Свобода Духа




Егда Истина и Живот в душе ми раждаются -
Се и Путь является во Христе -
Се предел ми чаяний Иисус Господь -
Се евангельским обетованием
Станет Сам Он Путем ми к чертогам Своим...
(лития мученику Вукашину)

Сербская Голгофа (Статья Ксении Орабей, источник - Милосердие.Ru)

Вук Вукашин был сербом, родился в конце XIX века. Когда в начале 1941 года в Сараево начался геноцид против сербов и жители стали оставлять город, ушел и Вук – хорватские фашисты (усташи) на его глазах вырезали всю его семью.

Но далеко уйти не удалось, Вука поймали и поместили в один из лагерей смерти, Ясеновац. Людей там не просто уничтожали в газовых камерах или расстреливали. Способы убийств здесь принимали столь патологические формы, что поражались бывалые немецкие нацисты. Всего в лагере Ясеновац было убито более 700 тысяч человек. Тысячи православных сербов погибли здесь за верность Православной Церкви. 29 мая и 13 сентября — день их памяти. Здесь в 1943 году был замучен и Вукашин.

 
В обстоятельствах гибели мученика Вука главный свидетель – палач. Он сам рассказал о казни доктору Неделько Недо Зецу, — после войны делился воспоминаниями, не дававшими жить.

Жила Фригапович (по другим источникам - Фриганович, имя - Йосеп, Жила - прозвище) получал наслаждение от смерти. Он убил тысячи сербов разными способами, и способы все время менялись, чтобы работа не приедалась. По собственному свидетельству доктору Зецу, Жила испытывал «блаженство», когда мучил, убивал или наблюдал за тем, как люди истекают кровью и стонут от боли. Очевидно, что он был садистом – человеком с больной душой, но людям рядом с ним от этого медицинского факта не было легче.

В день убийства Вукашина палачи поспорили на деньги — кто убьет больше заключенных. Жила значительно опережал других усташей: если они успели к тому времени убить по 300-400 узников, то Жила убил больше 1000 (отрезая уши, носы и выкалывая глаза).

Спокойный старик

В момент «высшего упоения» Жила Фриганович заметил одиноко сидящего старика, наблюдавшего за истязаниями без признаков ужаса или страха. Это спокойствие посреди ада вокруг поразило Жилу. «Его взгляд словно парализовал меня, я будто окаменел, и несколько секунд не мог шевельнуться. Потом взял себя в руки подошел к нему, чтобы узнать, кто он.

Он рассказал, что зовут его Вукашин, родом из села Клепац, что все его родные погибли от усташей, а его самого послали в Ясеновац. Он говорил об этом со спокойствием, которое потрясало меня намного сильнее, чем крики и стоны умирающих вокруг нас людей.

Когда я слушал старика, глядя в его глаза, во мне вдруг вспыхнуло неукротимое желание самыми жестокими, адскими пытками разрушить этот непостижимый покой, чтобы его страданием, стонами, мукой вернуть свое прежнее упоение кровью и болью.

Я вывел его из строя и приказал ему крикнуть: «Да здравствует Павелич! (лидер хорватских фашистов – прим. Ред.)», пригрозив отрезать ему ухо в случае неповиновения. Я отрезал ему ухо. Он не проронил ни слова.

Я снова приказал ему кричать: «Да здравствует Павелич!», пригрозив отрезать второе ухо. Он молчал. Я отсек ему другое ухо. «Кричи: “Да здравствует Павелич!” или лишишься носа!». Старик молчал.

В четвертый раз я приказал ему кричать те же слова под угрозой вырезать из его груди живое сердце. Он взглянул, как бы глядя сквозь меня, в какую-то бесконечность, и тихо, но отчетливо проговорил: «Дитя, делай свое дело!»

От этих слов я обезумел окончательно, бросился на него, выколол глаза, вырезал сердце, перерезал горло и ногами спихнул в яму. И тогда во мне будто что-то оборвалось. Я больше не мог убивать.

С тех пор нет мне покоя. Я стал пить все больше и больше, но даже в опьянении я слышу этот голос: «Дитя, делай свое дело!». И тогда я, наталкиваясь на стены домов, бегу по улицам, с криками сокрушаю и бью все, что попадается на пути, кидаюсь на кого попало. Ночью нет сна, лишь только наступит забытье, я снова вижу ясный взгляд старика и слышу это невыносимое: «Дитя, делай свое дело!»

Я превратился в комок ужаса и боли, я бессилен перед этим кошмаром. День и ночь преследует меня светлый безмятежный лик Вукашина из Клепца.
 
(...) Мученик Вукашин до последней минуты сохранил мир – в себе и к своему врагу – не проклинал, не грозил, даже не проповедовал — ничем не нарушил воли «свободного» человека. Каждый делал то, что считал нужным. Последним действием Вукашина было крестное знамение, за которое убийца отрубил ему руку.

Единственным «оружием» Вука была заповедь Христа в действии – «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» — заповедь о которой столько споров и разночтений. Заповедь об остановке зла на себе, ответе на зло – добром, как это сделал Христос.

Сербская Церковь прославила мученика Вукашина в 1998 году, Русская Церковь внесла в Святцы в 2000.

Ксения Орабей
Источник: Милосердие.Ru
29 мая 2018 г

Безвестно, Вукашине, твое житие/
Но страдание равнославно древним/
И жребий со святыми твой/
(Слава, гл.6)

Что здесь можно сказать? И о многом ли скажут слова? "Цель христианского пути - обретение еще теперь, на земле, того Царства Божия внутри себя, которое, как утренняя заря, возвещает сердцу о "дне вечном". - пишет православный писатель Сергей Фудель.И конечно, сияние Дня вечного увидел в глазах мученика палач. Покой, тишина и мир перед лицом страшной смерти - это следствие Свободы духа. Искра Божия в нас - свободна по определению. И душа, живущая в изначальной Свободе, не склонится перед палачом даже в самом страшном земном аду...
"Свобода есть субстанциональная мощь",- пишет Николай Бердяев.Субстанция - это сущность, то, что лежит в основе. Она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Вспомним определение Древних: Начало - передаваемое тремя современными словами: Начало, Свобода, Бог. Поэтому Свобода - есть субстанциональная,
 истинно существующая, лежащая в основе- мощь!
О внутренней свободе - из статьи  святителя Филарета Московского (Дроздова):
"Рождение естественное достигается и совершается необходимым ходом природы, а рождение духовное – свободным стремлением к Богу и верой во Христа. Истинная свобода есть свобода христианская, свобода внутренняя, а не внешняя, свобода нравственная и духовная, а не плотская, которая всегда всё во благо устрояет и никогда не бывает мятежной, она может жить в хижине так же удобно, как и в доме вельможи или царя; ею пользуется подвластный, не переставая быть подвластным, эта свобода и в узах и в темнице ненарушима, как то можно видеть у христианских мучеников."
У Достоевского в романе "Братья Карамазовы" Великий инквизитор говорит Христу: "Ты не сошел со креста... потому что не хотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника перед могуществом, раз навсегда его ужаснувшим." И эту свободу и покой явил сербский мученик...
Так шли на смерть первые христиане. Что им была смерть, когда они ясно зрели перед собой Христа, и вся иллюзорность мира и человеческого эго была как на ладони! что смерть, когда они принадлежали вечности, и сами были - вечность! Так, мелкое недоразумение...
Вук Вукашин повторил подвиг святого великомученика Георгия, который ценой своей жизни выбил духа злобы из души императора Диоклетиана. Диоклетиан впоследствии отрекся от императорского престола и остаток своих дней прожил на вилле, выращивая капусту...А ведь он был одним из самых свирепых гонителей первых христиан...
О Свободе духа, которая изначальна, пишет арх. Софроний (Сахаров) в книге "Видеть Бога как Он есть":
"Человек – тварная ипостась; однако в своем внутреннем существе как образ Абсолютного Бога и он есть некий всемирный центр, великий и дивный в своем конечном завершении чрез Сына, собезначального Отцу. ...
Тварная ипостась-персона является богообразным центром: Творец относится к нему не как к Своему акту, но как к некоему «факту» даже для Него. Для ипостаси нет внешнего авторитета. В силу этого нет никого и ничего во всем бытии мира, что или кто мог бы навязать ему (человеку) свою волю, принудить к тому или иному выбору насилием, будь то во времени или в вечности. И Бог Вседержитель и Создатель всего сущего Своим явлением во плоти завершил Свое откровение нам чрез смерть на кресте о безмерности Своей любви к нам и тем «влечет» нас к Себе – Первообразу нашему (Ин.6:44, 12:32–3).
Спасаемся мы только чрез веру во Христа, как извечную Истину Бытия несокрушимого."
Святой мученик Вукашин, моли Бога о нас!

Комментариев нет:

Отправить комментарий