4 декабря 2018 г.

Вспоминая истоки


Недавно я прочитала книгу Лады Виольевой “Дорогой русского лада“. В главе “Стена стороной славна” сказано:
“Постоянный, истинный дом – изба, истьба – имел обязательно стены
северную и южную, западную и восточную.
Обычай Русского лада велит:
-У северной стены да располагается печь.
-Восточная да имеет окно(можно и другим стенам иметь оконца поменьше в помощь стене восточной, но лучше оставаться сплошной – глухой – стене северной).
– Дверь желательно иметь в стене южной, и да будет крыльцо к этой двери о трех ступенях.
– Ближе к западной стене хорошо делать погреб.”
Читая, я, конечно, при этом вспоминала избу, в которой жила в детстве. И оказалось, что она была построена строго по кону!



Изба была строго ориентирована по сторонам света. Вход с южной стороны. Три ступеньки у крыльца. Двускатная крыша. Красный угол справа от окна. Окна на юг, но с восточной стороны небольшое окошко. Не совсем функциональное, но оно было. Печка у северной стены, сплошной, без окон. Погреб – с западной стороны от избы. Кровати – головой на север.

Наша слобода (деревенская улица) называлась Ягановка. Почему, уже никто не помнит. Соседняя слобода называлась Лупиловка (там когда-то давно, больше ста лет назад, проходили кулачные бои слобода на слободу).
Наша слобода на отшибе, дальше – поле и лес. Там стояло всего четыре дома. Нашими соседями были семьи лесника и пастуха, причем эти профессии были потомственными (лесником был и один из моих прадедов). Причем интересно то, что если строить дом на любой другой слободе, кроме нашей, так точно ориентировать избу по сторонам света уже не получится – вход будет или с западной, или с восточной стороны.

Эту избу в 1900 году подарил в приданое своей дочери, моей прапрабабушке, ее отец. Он, судя по тем обрывкам сведений, которые у меня есть, был личностью примечательной. Моему деду он приходился прадедом и жил в соседней деревне (сейчас эту деревню снесли). Дед рассказывал, как он в раннем детстве гостил у прадеда. Особенно он запомнил огромный иконостас, перед которым всегда по праздникам и воскресеньям горели лампады, и множество книг. По рассказам деда, его прадед был человеком зажиточным, на свои деньги в родной деревне построил часовню. А главное, был человеком набожным, искренне верующим, в чем и воспитывал свою семью. И именно он подарил на свадьбу своей дочери избу, построенную точно по кону…

Это натолкнуло меня на мысль – а что еще из древнейшего ведения могло сохраниться в родных местах? Вот, например, в родной деревне моего отца престольный праздник – Девятая Пятница. Его коренные жители справляют до сих пор. Когда я в детстве спрашивала, откуда такое странное название, мне отвечали, что это в честь святой Параскевы Пятницы. А почему Девятая? – на это толком ответить никто не мог. Ответ на этот вопрос я нашла в статьях Дмитрия Логинова. В статье “12 дочерей пращура руссов Ария” перечисляются имена дочерей Ария: Руса, Сокола, Вена, Древа, Полева, Скрева, Сева, Дереза, Воля, Дива, Черева, Доля. А в статье “Гиперборейский князь Яр (Арий)” говорится: “Дочери князя Яра (Ария) считались основательницами династий (эти 12 дев-прародительниц племен руссов явились св. Серафиму Саровскому при двенадцатом явлении ему Богородицы, составляя свиту Ее. Девам-прародительницам руссов посвящены 12 пятниц в году. Даже епископат Рима признавал эти праздники, пока не произошла схизма).”

Значит, Девятая Пятница посвящена дочери Ария – Воле (позднее имя чуть видоизменилось и стало Оля, Олюшка)…

А если возвратиться в день сегодняшний… На нашем сельском кладбище похоронен один из современных подвижников – иеросхимонах Симон. Его духовные дети говорили, что он мог видеть людей насквозь.

У этого человека уникальная судьба. Он родился в Азербайджане в ирано-азербайджанской семье. Был, естественно, мусульманином. С детства писал стихи. Закончил Литературный институт и стал известным поэтом-песенником. Песни на его слова в 70-80х годах пела вся страна… В 45 лет он впервые прочитал Библию. И с человеком произошел таинственный духовный переворот. Он принимает крещение. Уезжает в Оптину пустынь. Трудится несколько лет, затем принимает монашеский постриг. Последние годы жизни он провел в наших краях. Стал для многих духовным отцом и наставником. И по сей день духовные дети с любовью и благодарностью вспоминают о нем…

Комментариев нет:

Отправить комментарий