9 декабря 2018 г.

Потерянное перышко



Сверкала - зовя, любя,
Играя клинком кинжала...
Быть может, нашла себя,
Но перышко потеряла...
И ходит по небу Лось,
В чьих соснах гулять любила...
Что душу пронзает ось -
Нашла, а потом забыла.
Дитя в трех кругах стекла -
Как мак, лепестки теряла...
Над бездной меня вела
Иная звезда - Начала.

Лось... В детстве, в семь-восемь лет, иногда перед глазами вставала картинка, словно воспоминание какой-то далекой-далекой жизни. Я видела себя живущей одиноко в избушке в суровом, дремучем лесу. К избушке часто приходил лось. Я кормила его, и у нас было молчаливое взаимопонимание, очень похожее на такое, какое бывает сейчас с кошками. Сейчас иногда кот так посмотрит на тебя, словно заглянет в самые глубины души... Нечто подобное происходило и тогда, в том мире...



В книге "Язычество древних славян Борис Рыбаков пишет: "В интереснейшей работе А. Ф. Анисимова о космогонических представлениях сибирских охотничьих народов с большой полнотой раскрывается культ небесных лосей или небесных оленей, позволяя на живом фольклорном материале решить поставленную выше загадку.

«Особого внимания заслуживают представления эвенков о космическом лосе Хэглэн (Хэглун), отождествляемом с созвездием Большой Медведицы. Согласно этим представлениям, видимое голубое небо – не что иное, как тайга верхнего мира. В ней живет космический лось Хэглэн. На день лось уходит в чащу небесной тайги, и потому его не видно с земли людям; к ночи лось выходит на вершины хребтов, и его, наиболее мощного среди остальных небожителей-звезд, люди видят с земли.

Судя по тому, что созвездие Малой Медведицы фигурирует в этих представлениях как теленок Хэглэн, можно заключить, что космический образ лося понимается при этом как образ матери-лосихи» [58](выделено мною. – Б. Р.).

Эвенкийская (тунгусская) космогония знала трёхмерную структуру мира: верхний мир («угу-буга») – мир с солнечным лосем и небесной охотой, зрительно закрепленной в созвездиях; средний мир – мир людей на земле («дулугу-буга») и нижний мир («хэргу-буга») – мир мертвых предков, злых духов и диковинных ископаемых животных вроде мамонта-«сэли» и водного змея-«дябдара» («чжябдара»). Все три яруса Вселенной объединены единой космической рекой, истоки которой идут из верхнего, небесного, мира; затем она протекает по среднему, «земельному», миру, а устье её впадает в нижний мир, в царство мертвых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий